воскресенье, 13 марта 2011 г.

ДВА КОДЕКСА ОДНОЙ ТАМОЖНИ.

Международный имидж Украины снова под угрозой. Все последние достижения в вопросах улучшения инвестиционного климата и упрощения разрешительных процедур для бизнеса могут пойти прахом из-за противостояния вокруг новой редакции Таможенного кодекса. Поводом для волнений среди брокеров, импортеров и дистрибьюторов импортных товаров в Украине стал законопроект, зарегистрированный в парламенте под №8130. Документ внесли в противовес редакции Таможенного кодекса, которую разработала рабочая группа вице-премьера Сергея Тигипко. В случае принятия, он сделает таможенников практически всесильными, а бизнес – бесправным.

За что боремся

Есть всего несколько проблем, которые заботят иностранный бизнес в Украине: возможность нормально ввозить и продавать здесь товары и возможность спокойно выводить заработанные деньги. И если со свободой передвижения капиталов у нас более-менее все сложилось, то ввоз контейнеров с "добром" через таможню – традиционно слабое место. Импортеры признают: самые большие сегодняшние сложности – завышение таможенной стоимости, искусственные ограничения импорта и непомерные задержки транспорта на границе – начались и активно развивались после прихода в ГТСУ Игоря Калетника. Особенно болезненно проходит взаимодействие бизнеса и власти в "золотых воротах" страны – в южных портах. Несколько недель назад местные перевозчики и брокеры даже обращались с открытым письмом к властям, заявляя о поборах с каждого контейнера, которые организовывают таможенники ради собственной наживы. А на днях замглавы "Сильной Украины" Александра Кужель обнародовала обращение к президенту от имени предпринимателей, перевозчиков и брокеров с просьбой расследовать факты коррупции на таможне и уволить Игоря Калетника. Александра Владимировна повторяла эту просьбу не раз, обвиняя руководителя таможни в некомпетентности, а его однопартийцев коммунистов – в молчаливом согласии на коррумпирование таможни на фоне пустой критики реформ ее партийного шефа.

Между тем негодование бизнеса нарастало. В конце концов стало ясно, что таможенная служба нуждается в коренных реформах. Однако, несмотря на пафосные заявления, дальше концепций дело в самой ГТСУ не пошло. В правительстве также обеспокоились нерадужными перспективами потерять транзитный потенциал, и решили взять ситуацию в свои руки. В декабре была создана рабочая группа под руководством вице-премьера Сергея Тигипко для формирования новой редакции Таможенного кодекса – более либеральной по отношению к предпринимателям и более строгой по отношению к самим таможенникам. Идеи всяческого упрощения для субъектов внешнеэкономической деятельности были поддержаны на наивысшем политическом уровне, в группу вошли и депутаты, и представители общественности, и даже таможенники, сцепив зубы, вынуждены были присоединиться к работе. К концу января новый проект Таможенного кодекса уже был готов и размещен на сайте Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики. По разным оценкам, за счет того, что в документе прописаны нормы прямого действия для таможенников, ограничения по проверкам, установлены четкие сроки таможенного оформления с момента подачи документов и проведен целый ряд других упрощающих жизнь бизнеса изменений, снизить уровень коррупции на таможне удалось бы на 80-90%.

Однако таможенники не желали упрощения. И во второй декаде февраля от имени народных депутатов в парламенте был зарегистрирован законопроект 8130, практически полностью нивелирующий антикоррупционные и упрощающие инициативы документа, подготовленного рабочей группой Сергея Тигипко. Предпринимателя снова предлагается загнать в рамки презумпции вины, а полномочия таможенной службы – расширить до невозможности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий